Просмотров: 1 427

Философия Синтеза русского космизма как основа всеобъемлющей научной парадигмы

  1. К вопросу о необходимости новой научной парадигмы

Наука играет важнейшую роль в сложении условий развития цивилизации, оказывая влияние на многие сферы человеческой деятельности и сам характер и тип цивилизации в целом, являясь двигателем технического прогресса. Наука обуславливает представления человека об окружающем мире и, изучая, исследуя и познава­я объекты реальности, стандарты и законы бытия, выводит методологические рекомендации и складывает условия для освоения новых горизонтов и развития человечества, во многом неся ответственность за реализацию перспектив развития цивилизации. Ввиду этого особенное значение приобретает научная парадигма и ее максимальная приближенность к реальности мирозданья. Именно научная парадигма обуславливает перспективную цивилизационную картину мира, а позиция наблюдателя и ее масштаб – вектор и результаты исследования, характер обобщения полученных выводов. Поэтому научная парадигма должна строго отвечать интересам процветания человеческой цивилизации.

Все виды цивилизации можно условно разделить на традиционные и техногенные. Нашу современную цивилизацию принято относить к техногенной, возраст ее существования – уже около 300 лет. Особенностями техногенной цивилизации являются: быстрый темп роста социальных изменений, интенсивное развитие истории, временнОе существование традиционных обществ вместо пространственного, резервы роста ищутся не за счет расширения культурных зон и ареалов обитания, а за счет перестройки оснований прежних способов жизнедеятельности. Техногенной цивилизации свойственно ценностное отношение к инновациям, оригинальности, вообще всему новому, автономии личности в противовес традиционным цивилизациям, где человек не может гибко строить отношения с людьми, не привязываться к территориальным ареалам обитания. Основа жизнедеятельности техногенной цивилизации – развитие техники как за счет стихийно складывающихся инноваций в сфере самого производства, так и за счет генерации новых научных открытий и знаний путем внедрения их в технико-технологические процессы. В техногенной цивилизации постоянно изменяются типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни, что вызывает угрозу формированию, социализации и сохранению личности как таковой [Крыжановская, Петрова 2006: 174–176].

В известных нам историко-временных рамках важнейшим компонентом техногенной цивилизации всегда являлась научная рациональность, где приоритет отдавался технологиям по преобразованию предметного мира, покорению и преобразованию природы и общества. Но сейчас и в цивилизации в целом, и в науке как ее аспекте, наступает переходный момент, так называемая точка бифуркации, за которой, в соответствии с законами синергетики, должен последовать переход в качественно новое состояние. В научных и философских кругах все больше говорится о цивилизационном кризисе, сопровождающем умирание техногенной цивилизации со свойственными ей подходами и парадигмами, и поиске новых путей цивилизационного развития. Основными назревшими противоречиями являются негармоничные взаимоотношения человека с окружающей средой, где существующая парадигма техногенной цивилизации предписывает «выпытывать у природы ее тайны с тем, чтобы на этой основе расширить возможности подчинения природы потребностям человека», «направляя свою активность вовне, на преобразование мира и, прежде всего, природы» [Огурцов, Фесенкова 1996: 6]. Вопрос о необходимости руководствоваться в стратегии развития не только экономическими ценностями, но и социальными и экологическими, о развитии без разрушения, «экоразвитии» поднимает все больше научных, общественных и политических организаций, а правительством РФ в 1996г. утверждена концепция устойчивого развития, где под устойчивым развитием понимается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы», «улучшение качества жизни людей … в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям» [Крыжановская, Петрова 2006: 137; Большаков 2014: 53–83].

В противовес западной, азиатская цивилизационная модель, склонная исторически к традиционному укладу, ставит природные и социальные системы иерархически выше и приоритетней отдельно взятого человека, делая условия индивидуализации человека крайне затруднительными.

Налицо как назревший кризис отсутствия равновесности и баланса во взаимоотношениях человека с его ареалом обитания, так и назревающий кризис межцивилизационных, межкультурных взаимоотношений между людьми, спровоцированный конфликтом парадигм и позиций наблюдателя [Сердюк 2012: 6; Крыжановская, Петрова 2006: 176–179; Огурцов, Фесенкова 1996: 5–24], а также кризис цивилизационных методов и подходов к формированию личности и индивидуализации человека.

Академик РАЕН Б.Е. Большаков в своей статье о стратегии устойчивого развития выделяет внутренние и внешние угрозы для планетарной цивилизации. К внутренним угрозам он относит охватившие мир глобальные кризисы (воспитания, науки, экономический, политический и пр.), войны, разрастание холодной войны, мировой идеологической, информационной, экономической и политических войн, «различные санкции как вызов всем интеллектуальным силам страны и мира». Внешние угрозы – «глобальная угроза резких климатических изменений как следствие перестройки планеты в солнечной системе», в результате которой некоторые страны могут перестать существовать и может возникнуть поток мигрантов; «глобальная угроза пределов роста, требующая принципиально новой стратегии, прорывных научных и технологических решений»; астероидно-кометная угроза [Большаков 2014: 54]. Авторы учебного пособия по истории и философии науки О.А. Крыжановская и С.В. Петрова видят следствием техногенной цивилизации проблемы выживания человечества: выживание в условиях постоянного совершенствования оружия массового уничтожения – «в ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был «побочным эффектом» научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники»; нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах – «два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение», вторжение человека в природные законы начинает разрушать биосферу как целостную систему; проблема сохранения «человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения», условиях стрессовых ситуаций и накопления энергетики отрицательных эмоций [Крыжановская, Петрова 2006: 176–180] .

 Представитель Философии Синтеза русского космизма В.С. Сердюк в «Метагалактическом манифесте» (М., 2012) говорит о кризисе цивилизации старого формата, построенной на планетарной экспансии. Шло освоение земель, на новых территориях организовывались новые государства, шел бурный научно-экономический прогресс. Но сегодня экспансия человечества по планете в целом закончена, а основанная на экспансионистских целях и имеющая внутренние противоречия социального устройства цивилизация человечества планеты может продолжить быть, только продолжив экспансию и перейдя на новую неизведанную ступень жизни, которая качественно поменяет ее приоритеты и сподвигнет на новые границы бытия. Географическим ответом на вопрос поиска этих границ и масштабов новых ареальных экспансий может быть лишь космос. К тому же, сама планета перестраивается, определяя современный экологический кризис. Решение назревших внутренних противоречий представителей планетарной цивилизации возможно путем выхода на более высокие позиции и масштабы цивилизации. Для этого необходимо уйти от тенденций однополушарного подхода к формированию цивилизационного развития с креном то в левополушарный рационально-логический подход западной ментальности и техногенной цивилизации в целом, то в правополушарную азиатскую цивилизационную модель [Сердюк 2012: 5 – 13]. «На кону стоит новое инновационное синтез-полушарное развитие Человека и человечества. Это ответ природы на нашу деятельность… Включились новые эволюционные законы развития, и начал расти так называемый Человек будущего, новый Человек, который сможет освоить растущий информационный коллапс на новом этапе планетарной жизни. … любые климатические изменения, явно прогрессирующие везде, направлены не только собственно на изменение природной ситуации, но и ведут к выявлению новых свойств у одной из ее вершин – Человека. Двуполушарное мышление, бытующее в отдельной научной среде, не всегда отражает Суть происходящего – две части, соединенные в систему, должны привести к новой цельности (холистичности) – синтез-полушарному или Экосферному мышлению и восприятию» [Там же: 6–7].

На все эти вызовы для развития человечества предстоит найти ответы науке. Очевидна назревшая необходимость переосмысления научной парадигмы с целью сложения необходимых условий устойчивого развития человечества и преображения цивилизации. Современная наука должна быть готова и способна предложить конкретные методические и технологические решения стоящих перед человечеством вызовов, в противном случае сам факт ее существования теряет смысл.

«Проблема возможностей науки в настоящее время ставится особенно остро, так как развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам» [Крыжановская, Петрова 2006: 176]. «В настоящее время техногенная цивилизация, развивавшаяся как своебразный антипод традиционных обществ, приблизилась к той «точке бифуркации», за которой может последовать ее переход в новое качественное состояние. Какое направление эта система выберет, какой характер будет иметь ее развитие – от этого зависит не только статус науки в обществе, но само существование человечества» [Огурцов, Фесенкова 1996: 5].

Необходимы принципиально новые стратегии научно-технического развития, с новым видением природной среды обитания человека и новым видением человеком самого себя, исследование законов взаимовлияния и взаимокоординации друг с другом человека и его ареала обитания – будь то экосфера планеты или космическая экосфера Метагалактики – как цельной живой самоорганизующейся системы. Необходимы переосмысление традиционных для науки техногенной цивилизации парадигм и новый подход к постановке научных задач, ориентированный на выработку конкретных методов, методик и технологий устойчивого развития цивилизации. Необходимы эффективные решения проблемы синтеза культур, синтеза мировоззренческих парадигм, нахождения общего языка и общих стратегических целей развития космической цивилизации планеты с целью выхода на новое холистическое синтез-развитие. Особенное внимание следует уделить переосмыслению и сложению новых синтез-полушарных методологических подходов к исследованию и познанию стандартов и законов мирозданья, что позволит завершить противоречия рационалистических и эмпирических подходов. Где первый, сугубо левополушарный подход бывает зациклен на доказательности внутри уже существующей парадигмы и зачастую тем самым препятствует инновациям и прогрессу, при этом, будучи склонным к чрезмерной объективизации, не принимая во внимание фактор влияния позиции наблюдателя на исход научного эксперимента, что вызывает опасность иллюзии объективности выводов; а второй, эмпиричски-индуктивный часто недооценивается, представляясь ненаучным и необоснованным ввиду чрезмерной субъективности без достаточной для обобщения и синтеза базы данных. Синтез-подход позволит выйти на новую цельность и качество науки в целом и заложит базовые условия дальнейшего развития человеческой цивилизации, позволив открыть и ранее неизвестные методологические подходы в науке.

В соответствии с «моделью развития науки» Т. Куна, существует пять этапов ее развития:

1) период «нормальной науки», ориентированной на сохранение «данного или принятого концептуального основания» (характеризуется «накоплением знаний» внутри данного направления, не ставит целью предсказание новых явлений, возникающие аномалии разрушают существующую научную практику, приводят существующую научную парадигму к «системе предписаний»);
2) распад;
3) «научная революция: смена картины мира, методов, теории науки, смена стандартов и идеалов» (старые теории уже не отвечают требованиям времени, а новые – только на стадии становления);
4) борьба парадигм (происходят фундаментальные сдвиги в развитии науки, «если работа ученого в период нормального развития характеризуется как ординарная, то в период научной революции она носит экстраординарный характер»);
5) «новая нормальная» наука. Кун считает, что «всеобщие критерии научной рациональности» относительны, т.к. выработаны в рамках существующей парадигмы [Цит. по: Крыжановская, Петрова 2006: 170–174].

Ввиду изложенного выше мы склонны полагать, что сегодня наука находится на третьем этапе своего развития и нуждается в смене картины мира и новой актуальной концепции.

Теперь, когда мы видим острую необходимость новой научной парадигмы, на базе которой вышеописанное станет возможным, отвечающей интересам устойчивого развития человеческой цивилизации планеты, встает вопрос, где эту парадигму искать. Проведя тщательное изучение данного вопроса, руководствуясь синтез-подходом к проведению анализа различных материалов, мы выдвигаем в качестве основы новой научной парадигмы единственную, на наш взгляд, из ныне существующих перспективную, в необходимой степени проработанную и отвечающую вышеизложенным требованиям научно-философскую концепцию – концепцию Философии Синтеза русского космизма.

  1. Философия Синтеза русского космизма – концептуальная основа новой научной парадигмы

Философия Синтеза русского космизма, известная больше как Философия Синтеза – современное направление развития философской мысли, которое развивается уже более 20 лет и имеет более 3000 последователей в разных странах мира, включая Европу и США, является преемницей философии русского космизма – одной из немногих философских концепций, получивших практический результат. Так, возможность запуска в космос современных ракет стала возможной именно благодаря научно-философской мысли представителей данного направления. (Подробнее о философии русского космизма см., напр.: [Огурцов, Фесенкова 1996]). 

Обобщая и синтезируя крупицы истины, выявленные из разных взглядов и подходов философии русского космизма, священных и философских текстов разных культур и традиций (христианизированной философии Российской Империи, советского диалектического материализма, идей современного философского пространства и др.), в единстве всех видов познания и представленных методологий, вводя познание границ космоса самоорганизуемой сферой Метагалактики в познании тем самым стандартов и законов творения бытия, Философия Синтеза выходит на цельность новой ступени в антиномической взаимосвязи всего во всём, обеспечив условия цельного синтез-инвариантного рассмотрения и объяснения любого природного, социального, естественно-научного, политического, культурного, иерархического, ноосферного и других явлений. Появление философии синтеза предопределили и внешние социо-природные факторы, обуславливающие необходимость поиска нового пути познания окружающей действительности во взаимодействии человека с окружающей средой и собственно самого феномена человека в цельности рассмотрения его как явления.

Философия Синтеза

Суть учения философии синтеза определяется представителями направления как «фундаментальное учение о базовых стандартах, параметрах и константах неизречённой самоорганизации Метагалактики и Человека между собой сутью неразрывного единства огня духа и материи антиномической цельностью бытия» [Сердюк: Электронный ресурс, «Основные понятия философии синтеза»]. Особенность Философии Синтеза заключается в «цельности теоретической методологии и конкретной практики методических действий иерархизации человека Метагалактикой в её самоорганизующем планетарном действии введения новых констант мерностной организацией бытия» [Там же].

Учение Философии Синтеза русского космизма направлено на практически иное осмысление человека и его метагалактической организации антропным принципом творения самоорганизующей системой Метагалактики и сотворчество в развитии ноосферы Метагалактики и планеты вырабатываемым им на основании его позиции наблюдателя синтезом мыслей, смыслов, сутей, идей, образов и пр. Синтез понимается как «явление изначальности стандартов, параметров и констант самоорганизации цельности Метагалактики и Человека в творящем своеобразии взаимокординации их между собой» [Сердюк, «Основные понятия философии синтеза»]. Метагалактика видится как «цельная сфера иерархической саморегуляции синтеза космических границ, основанная на творящем Вселенском, голографически Универсумном, антиномически Едином, нелинейно Всеедином, системно Проявленном и константно Изначальном Принципах, являющих Синтез её Бытия и взаимоорганизацию Жизни ею» [Там же].

В соответствии с законами антропного принципа, Метагалактика фиксируется своими образующими силами как на каждом индивидуально, синтезируя условия его индивидуального развития, так и на планету в целом, создавая этим условия общего коллективного роста и развития населения планеты. Происходит это посредством собственно экосферы Метагалактики, экосферы планеты и индивидуальной экосферы (в терминологии Философии Синтеза -«Домов Отца») вокруг каждого человека, которая являет собой «сферу самоорганизации духовно-огненных и клеточно-субъядерных процессов между собой, уровнем пассионарной избыточности приводящую к той или иной организации Человека Изначальными Основами уровней материальной организации Бытия и синтезирующая условия иерархической взаимоорганизации Жизни ею» [Сердюк: Электронный ресурс, «Основные понятия философии синтеза»].

В полноте и цельности насыщающие экосферу духовно-огненные и клеточно-субъядерные процессы могут быть познаны и восприняты синтез-полушарно, т.к. находятся в балансе и равновесности. В связи с тем, что все виды экосферных оболочек взаимосвязаны между собой, представляя цельную самоорганизующуюся систему, изменения условий внутри одной оболочки, в том числе индивидуальной экосферы каждого, влияют на изменения условий всей системы, в том числе экосферу Метагалактики, что, в свою очередь, приводит к изменению условий внутри других индивидуальных экосферных оболочек, являющихся частью цельной системы по принципу микро-макро взаимодействия, что соответствует закону корпоративных явлений, открытых синергетикой.

Человек, тоже являясь «антиномическим единством биологического, клеточно-субъядерного и всевышнего, духо-огненного строения» [Там же] и находясь внутри индивидуальной экосферы, являющейся частью целого, при применении фиксируемых на него Метагалактикой через эту сферу пассионарных образующих сил и живя, развиваясь и меняясь этим, в свою очередь, взаимовлияет на условия индивидуальной экосферы. Тем самым влияя на экосферу планеты и Метагалактики и условия коллективного развития человечества. Таким образом, в синтезе качественных действий каждого человека складывается цельный неповторимый синтез и условия развития «Метагалактической цивилизации землян», выводимые самоорганизующей системой Метагалактики на холистический уровень и дающие эффект синергетического развития всех и каждого, «синтезирующий в себе объективное и субъективное» [Новая философская энциклопедия, 2001], каждый раз выводя на новое качество [Сердюк 2012; Кут Хуми, Сердюк, 2014; Сердюк «Стратегия устойчивого развития»]. Философия синтеза русского космизма стремится заполнить пробел в сфере современных научно-философских знаний о цельном человеке.

«Самоорганизующаяся система Метагалактики» строится разными уровнями мерности пространственной материи – «присутствиями», человек интегрирован в самоорганизующуюся систему, будучи взаимосоорганизован с ней частями – каждая часть соответствует разным уровням материи с разными мерностными и другими характеристиками и показателями. Когда человек начинает осознанно заниматься развитием своих частей, происходит более плотное взаимодействие человека с уровнями метагалактической организации – присутствиями – и более плотное насыщение образующими силами соответствующих присутствий Метагалактики и взаимообмен, что влияет на изменения в качественной организации самой Метагалактики и формирующихся условий в её экосфере. Метагалактика регистрирует это как заявку на участие в процессах совместного развития цельной системы Метагалактика-человек, начиная интенсивно взращивать такого человека и при его успешном росте и росте дееспособности и компетенции его частей, повышая и наделяя его всё большими правами соуправления материей своего развития, насыщаясь эманациями выработанных частями человека «продуктов» – мыслей, чувств, идей, ощущений и пр. (каждое из которых соответствует определённому горизонту уровней организации Метагалактики). В цельности это даёт неповторимый выработанный человеком в сотворчестве с экосферой Метагалактики синтез, синтезирующий развитие человека и Метагалактики [Сердюк 2012; Кут Хуми, Сердюк 2014; Сердюк: Электронный ресурс, «Парадигма человека»].

Будучи сложной самоорганизующейся системой, Метагалактика строится не только уровнями организации, различаемыми по мерностям и качественным характеристикам, но и четырьмя типами субстанциональной иерархической организации метагалактического вещества, так называемыми «мирами». В них человек интегрирован растущими мировыми телами – с физической энергетической организацией, световой организацией, организацией духа и «огня».

Соответственно, «Человек Метагалактики», в которого, в соответствии с учением синтеза, самоорганизующаяся система Метагалактики постепенно развивает каждого человека, живущего на нашей планете, характеризуется четырьмя основными признаками:

  • наличием иерархически соорганизованных взаимоскоординированных с присутствиями Метагалактики частей человека, как неких частей деятельности человека, в которые оформлены «процессуальные характеристики» его деятельности, без которых человек не развивается (к примеру, мышление, чувствование, интеллектуальность, вера, осознанность и пр.) и которые метагалактическая организующая система начинает каждому индивидуально систематически реорганизовывать [Кут Хуми, Сердюк 2014: 75–78]. К примеру, «все процессы интеллектуальности она собирает в часть Интеллект как некую часть деятельности человека» [Там же: 77], организуя её таким образом и наделяя наличием внутренних систем части. Часть не выделяется из нас, а самоорганизация этих частей происходит внутри нас. Сформированные части «становятся частями единого целого, которое называется Человек» [Там же];
  • растущими мировыми телами человека, взаимоскоординированными с четырьмя типами субстанциональной иерархической организации метагалактического вещества – «мирами»;
  • разными мерностями, свойственной разным частям, находящимся во взаимокоординации с разными присутствиями Метагалактики;
  • многоприсутственностью («синтез-присутственностью») в соответ-ствии с уровнями организации – иерархии частей человека;
  • иерархией организации присутственностей, как внутренней системной составляющей присутствий: система каждой части находится во взаимокоординации с соответствующими присутственностями соответствующего присутствия (к примеру, разные сферы мысли ума соответствуют разным присутственностям присутствия, с которым скоординирована часть человека ум) [Там же: 74–77; Сердюк: Электронный ресурс, «Парадигма человека»].

Всё это способствует организации особых выражений, действий, возможностей человека, которые повышают потом компетентность того целого, которым является Человек.

Человек прошлой «планетарной» формации начал постепенно перестраиваться на «Человека Метагалактики», т.к. «Метагалактика постепенно нашу планету втягивает в себя», «силы природного развития планетарные иссякли, и на планету теперь поступают только метагалактические силы развития» [Кут Хуми, Сердюк 2012: 80], природа живущего на планете земля человека становится метагалактичной. «В смыслах бытия данных Сил и записаны Стандарты, Законы, Методы, Правила, Принципы, Процессы, Аксиомы и Активность Метагалактики каждым из нас. Это некий генетически-природный код осуществления, идущий из сферы самоорганизации Метагалактики вокруг неё и существующий метагалактически» [Сердюк: Электронный ресурс, «Стратегия устойчивого развития»].

 В.С. Сердюк даёт следующее объяснение антропного принципа: «для Метагалактики время и пространство это лишь какие‑то варианты реальности. А вот твоё качество, это то, на что она ориентируется и меняется этим. Поэтому Метагалактика заинтересована, чтобы у нас выросло качество, и она могла меняться этим». «…Человек как геологическая сила, влияющая на материю, раньше – планеты, по Вернадскому, теперь – на материю Метагалактики». «…для этого нас Вселенная сотворяла. …чтоб выйдя к ней, мы на неё повлияли, и она перешла на следующий уровень организации материи – более высокий, чем тот, который сейчас есть во Вселенной. Вот для этого люди нужны в Метагалактике» [Кут Хуми, Сердюк 2012: 83].

Поэтому цивилизация, построенная на планетарных силах пассионарности (планетарно-образующих силах), сейчас начинает разрушаться.

В связи с вышеописанным Философия Синтеза русского космизма предсказывает развитие и строительство на планете новой цивилизованности – «Метагалактической цивилизацией землян», которая построена на пассионарных силах Метагалактики» [Сердюк: Электронный ресурс, «Стратегия устойчивого развития»].

Таким образом, Философия Синтеза русского космизма как основа для новой научной парадигмы значительно расширяет представления о человеке, рассматривая его не только с точки зрения характеристик лишь физического тела и психики человека, а как цельный системный феномен во взаимокоординации с самоорганизующей системой Метагалактики, заполняя пробел глубинного системного знания о человеке современных научно-философских концепций и парадигм, продолжая и значительно углубляя ценности и приоритеты антропоцентрического подхода.

Основные принципы Философии Синтеза русского космизма далее приведем по источнику: [Сердюк: Электронный ресурс, «Начала философии синтеза»]:

  • позиция наблюдателя (личная индивидуальная свобода воли «видения только того, что знаю» «принципами, знаниями, навыками и умениями иерархически образованного Бытия в познании Жизни способностями, возможностями, условиями и опытом параметров самоорганизации констант собою»);
  • антропный принцип – «вся Вселенная сотворяет нас в общем, а Метагалактика каждого в частности»;
  • принцип иерархии – «синтез нелинейных, разнонаправленных, антиномических и неравновесных систем между собой в единую цельность уровнем их самоорганизации»;
  • принцип синтеза – «явление новых самоорганизуемых начал компактификацией иерархически предыдущей Цельности в проявлении следующего уровня взаимоорганизованных Основ Материального Бытия и Огня Жизни в их антиномическом единстве»;
  • принцип мерности – «количественный рост качественных показателей компатификации единицы возможностей Материи Огня иерархической самоорганизцией Жизни и Бытия между собой»;
  • принцип самоорганизации – фундаментальное свойство «иерархически цельных систем, переводящее уровень взаимоорганизации Материи и Огня на следующий, возникший нелинейной цельностью возможностей Бытия и Жизни, уровень»;
  • принцип субъядерности – иерархический уровень «качественной самоорганизации количественных компактификаций возможностей материи огня межъядерными связями трансъядерного утончения состояний и взаимодействий базовых материальных единиц»;
  • принцип «дома Отца» (экосферы/ ноосферы) – иерархически нелинейный синтез «цельности самоорганизации Материи и Огня антиномическим единством срединного творения Человека плотностью их возможностей» [Сердюк: Электронный ресурс, «Начала философии синтеза»];
  • принцип присутствия – иерархический уровень «взаимодействия Материи и Огня в их самоорганизующем единстве качества и количества мерностной органичности Бытия» [Там же].

Философия синтеза русского космизма, будучи разрабатываемой уже более 20 лет в странах СНГ, Европы, США и других, имеет разработанную методологию исследования человека во взаимодействии с самоорганизующей системой Метагалактики (принципы формирования у человека мыслей, чувств, законы энергообмена и многоуровнего управления условиями внутри оболочек индивидуальной экосферы и пр.), давая обширную базу для научного исследования, изучения и разработки инновационных синтез-полушарных методов познания реальности с учётом позиции наблюдателя исследователя с одной стороны и возможностью максимальной объективизации с другой. Среди методов, применяемых философами синтеза русского космизма, согласно уже цитировашейся выше работе В.Сердюка «Начала философии синтеза», выделяют следующие:

  • метод синтеза – «познание целостного всеединства разнородных и разнонаправленных Частей в их органическом единстве иерархической взаимосвязи в неотчуждённой динамике цельности на новом уровне самоорганизации Бытия»;
  • антропный метод – познание синтеза субъекта, объекта и предмета исследования в «триномическом единстве неотчуждаемых взаимосвязей иерархического уровня организации субъекта с цельным уровнем самоорганизации объекта в системном синтезе предмета мерностным действием присутственной органичности бытия»;
  • эволюционный метод – «синтез мерностного действия многоприсутственной органичности бытия иерархически однородного качества-количества динамического целеполагания явления материи и огня»;
  • метод наблюдателя – синтез знаний, опыта, навыков и умений субъекта, применяемый в познании «максимально обширной цельности неотчуждённой органичности бытия»;
  • метод первого равного – «иерархизация достижения Первого в магнитном синтезе распространения равностностью всем во всеединой цельности Дома Отца»;
  • метод стяжания – «трансвизирующее вмещение иерархически нового явления самоорганизующим действием Человека в поиске новой цельности уровня Бытия и Жизни»;
  • диалектический метод – «выявление неотчуждаемого синтеза противоречивых, разнонаправленных и разнородных явлений между собой в иерархизации цельности нового уровня бытия ими»;
  • метод научного синтеза: от наблюдения к сложению гипотезы и самоорганизации ей, прогнозирование, выход на иерархическую цельность (субъекта, объекта и предмета исследования), эксперимент, выход на «системный синтез результатов», воспроизведение результатов и «присутственная иерархизация Домом Отца» (ноосферой);
  • методы логического анализа и логического синтеза, индукции и дедукции, конкреции («выявления конкретики общего, частного и особенного») и абстрагирования и пр. [Сердюк: Электронный ресурс, «Начала философии синтеза»].

Философами Синтеза поставлены следующие цели:

– разработка парадигмы Метагалактики научно-философского познания;
– познание «истины субъекта, объекта, предмета и цельности явления в неотчуждённом синтезе их»;
– познание человека разработкой «явления человека планеты в человека Метагалактики»;
– «иерархизация системного синтеза неотчуждённой цельностью Метагалактического Бытия»;
– «выявление действия Дома Отца системным синтезом всех для всех»;
– «иерархизированная самоорганизация человека метагалактическим творением каждого всем»;
– отстройка и развитие «Метагалактической Цивилизации Землян»;
– разработка «Метагалактической Гражданской Конфедерации Наций Иерархической Конфедерацией каждого Первого среди Равных всех» [Сердюк: Электронный ресурс, «Начала философии синтеза»].

К задачам относятся:

– познание самоорганизации человека и Метагалактики в их антиномическом единстве;
– познание «иерархической цельности человека метагалактическими условиями Бытия»;
– познание «Дома Отца Метагалактики» (экосферы Метагалактики) «плотностью творения Человека (Антропным принципом)»; разработка парадигмы «Метагалактического Наблюдателя»;
– разработка иерархической конфедерации «всех каждому и каждого всем»; разработка метагалактической цивилизации и метагалактической цивилизованности;
– внедрение «Метагалактической Гражданской Конфедерации»; внедрение «Методологического Синтеза освоением Дома Отца Метагалактики» [Там же].

Изучив основные положения и стандарты Философии Синтеза русского космизма и предлагая её в качестве основы для новой научной парадигмы, мы считаем, что она максимально соответствует структуре научной парадигмы как некоей «дисциплинарной матрицы», описанной Т.Куном, в которую входят: «символические обобщения, законы и определения наиболее употребляемых терминов», «совокупность метафизических установок, задаю­щих ту или иную онтологию универсума», «совокупность общепринятых стандартов, «образцов» – схем решения некоторых конкретных задач» [Цит. по:  Крыжановская, Петрова 2006: 117].

На наш взгляд, человек в его взаимодействии с самоорганизующейся системой Метагалактики должен быть изучен наукой в целом и отдельными её дисциплинами в частности, исходя из вышеописанной системной иерархической его организации. Научным дисциплинам необходимо переориентироваться на изучение человека с различением происходящих в нём важнейших процессов жизнедеятельности в сотворчестве с самоорганизующей системой Метагалактики во взаимокоординации частей человека с уровнями материальной организации Метагалактики, где каждому присутствию и части человека соответствует определённая мерность, стандарты, законы, методы и правила организации. Требуется переосмысление ценностей и задач, разрабатываемых научными дисциплинами, с учётом нового человека и интересов сохранения и развития жизни формирующейся «метагалактической цивилизации землян», для чего необходимо, как мы уже упоминали в части первой данной статьи, учитывать достижение научных целей, исходящих из стратегии устойчивого развития человечества.

Для разработки актуальных научных целей на базе Философии Синтеза рассмотрим стратегию устойчивого развития, которую предлагают представители данного направления, на основе источника: [Сердюк: Электронный ресурс, «Стратегия устойчивого развития»]:

  • наличие «стратагемии устойчивого развития»: итог осмысления окружающей действительности с целью выработки правильной Мысли и стратегической концепции развития с последующим созданием того образа действительности, парадигмы и взгляда, которым мы ориентируемся в окружающей Жизни и видим, как поступать, что изучать, чем жить и для чего развиваться в дальнейшем; на основании чего должны быть проведены соответствующие инновационные научные исследования и предложены конкретные практические методы и технологические решения, т.к. «привычное заводит нас в тупик, а обычная стабильность в современных условиях ведёт к деградации и вымиранию»;
  • «стратагемия синтеза метагалактической цивилизации землян»: под категорией синтеза предполагается «антиномическое единство противоположностей, в единстве которых и вырабатывается тот синтез, который может быть использован в развитии человечества, войдя в копилку его новых Мыслей»;
  • феномен человека и его позиции наблюдателя, «которая или ведёт в инновационность, а соответственно и развивает Россию, или зиждется на прошлых привычках и условиях, являющих стагнацию современного бытия»;
  • «путь совмещения нужд каждого Человека и отстроенность государственного устройства этим», «органичного развития Человека и природы в условиях происходящих эволюционных изменений», «организации комфортной и благоустроенной жизни всех для всех». Такой подход позволяет синтезировать необходимости каждого и определяющего возможности всех;
  • принцип «Единство в множественности»: объединение множества граждан в Единую команду Метагалактической Цивилизации всех» выявление «рационально-светского опыта множества людей, в единстве своей деятельности выходящих на новый, более высокий уровень Жизни или Бытия», «которым потом воспользуются все, внедряя в собственное житиё и используя как факт общих полезных накоплений с получением новых Благ Жизни этим». Это должно привести к синтезу нелинейных и несопоставимых систем, «но в равенстве каждого, ищущих новое целое». Такой процесс взаимодействия Философия Синтеза называет «иерархической конфедеративностью»;
  • постепенная «метагалактическая экспансия человечества» с осуществлением необходимых научных исследований, открытий, сложением методик и технологий. В данном случае понимается как естественно-научный, так и гуманитарный подход к выходу в космос. «При этом каждый гражданин получит «Метагалактическую Пассионарность фиксацией Метагалактической Самоорганизации, фиксируемой на каждом, кто не просто задумался, а принял решение двигаться в этом направлении. А синергетический эффект движения всех, как проверено практикой, превосходит все ожидания, переводя действия каждого на мощь возможностей всех»;
  • В отличие от планетарно-образующих сил, которые концентрировались на нации через отдельных её представителей, так называемых «сподвижников», метагалактические образующие силы концентрируют своё явление на каждом человеке – «Гражданине Метагалактики, созидая ему пассионарную Мощь и Водительство», что должно выявиться каждым человеком индивидуально в творческом подходе к организации различных аспектов его жизнедеятельности. «Острая необходимость индивидуализации Человечества – новая специфическая черта настоящего Бытия. Но отдельным движением каждого, сложится общее движение всех, принеся Пасионарность и пассионарное развитие Родины и Страны их выражения»;
  • «в Метагалактике придётся выживать командами, ориентированными на Общее Благо. В этих условиях, Метагалактическая Самоорганизация заранее ставит вопрос о коллективной выживаемости всех, при яркой индивидуализации каждого», что предполагает командное развитие в синтезе прямых противоположностей («метагалактическая гражданская конфедерация») [Там же]. На наш взгляд, в науке это должно выразиться в переключении на методологический синтез-подход, когда мы в равной степени учитываем как так называемую антропность и эмпиричность – индивидуальную позицию наблюдателя исследователя, так и необходимость объективизации на основании абстрагирования от неё стремлением к иерархически более высокому взгляду системного целого, выходя этим на качественно новый синтез-метод познания, предоставляющий большие горизонты и возможности для научного исследования;
  • постепенная реорганизация экономики в инновационную «финансовую экономику технологий» [Сердюк: Электронный ресурс, «Стратегия устойчивого развития»];
  • реорганизация системы образования с приоритезацией взращивания «Человека Метагалактики» [Там же].

Таким образом, путём логического, смыслового, сутевого и синтез-анализов приходим к выводу об очевидной необходимости постепенного преображения науки со сменой научной парадигмы на базе Философии Синтеза русского космизма, с выработкой новых подходов и технологий для соответствия требованиям современности.

Список литературы

  1. Большаков Б.Е. Контуры системной реализации ноосферной стратегии устойчивого развития в условиях особого периода жизни страны и мира // Электронное научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление». rypravlenie.ru, том 10 № 4 (25), 2014, ст. 4 С.53 – 83.
  2. Козлов В.В., Майков В.В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. – М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2001. – 304 с.
  3. Крыжановская О.А., Петрова С.В. История и философия науки. Краткий курс лекций для аспирантов. Сочи: СГУТ и КД, 2006. – 182 с.
  4. Кут Хуми, Сердюк В.С. 1 Проявленный Синтез ИВО. – СПб, 2014. – 118 с.
  5. Новаяфилософская энциклопедия: В 4 тт. Под ред. Стёпина В. – М.: Мысль, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3650/ХОЛИЗМ
  6. Сердюк В. А. Метагалактический Манифест. М.: ООО “Ваш полиграфический партнер”, 2012. – 88 с.
  7. Сердюк В.С. Начала Философии Синтеза. Электронный ресурс домчеловека.орг. – http://домчеловека.орг/nachala-filosofii-sinteza/ – статья в интернете
  8. Сердюк В.С. Основные понятия философии синтеза. Электронный ресурс домчеловека.орг. – http://домчеловека.орг/osnovnye-ponyatiya-filosofii-sinteza/ – статья в интернете
  9. Сердюк В.С. Парадигма Человека. Электронный ресурс домчеловека.орг. – http://домчеловека.орг/, архивные материалы для скачивания – статья в интернете.
  10. Сердюк В.С. Стратегия устойчивого развития. Электронный ресурс домчеловека.орг. – http://домчеловека.орг/, архивные материалы для скачивания – статья в интернете.
  11. «Философия науки», фильм производства «5 канал Россия» -http://www.youtube.com/watch?v=9EeSjJzwfUk&feature=youtu.be

Анастасия Иванова

<unichelovek@gmail.com>

Ред. Александра Ворожбитова

<alvorozhbitova@mail.ru>

Друзья если Вам понравилась статья поделитесь, пожалуйста со своими друзьями в социальных сетях или оставьте свой комментарий.
Автору важно услышать Ваше мнение. Благодарю Вас за отзыв

Поделиться с друзьями:

Проверьте также

Обновление страницы ссылки

На блоге Развитие Человека Новой эпохи, обновилась страница Ссылки, добавлены новые официальные сайты Философии Синтеза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *